Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия

Впроцессе передвижений большое значение для слепых имеет способность дифференцирования характера и типов дорож­ных (а в помещении — половых) покрытий. Развитию этой способ­ности следует уделять большое внимание уже в младшем школь­ном возрасте.

Методика обучения основывается на предъявлении незрячему ребенку первоначально резко контрастных покрытий с постепен­ным снижением этой контрастности. На первых этапах обучения с этой целью рекомендуется использовать толстый ковер Началь­ное обучение проводится в следующей последовательности-

1. Сначала расскажите ребенку, что его будут учить осязатель­
но воспринимать ногами поверхность покрытия для того чтобы он
мог самостоятельно проходить путь от одного места до другого до­
ма или в школе. Дайте Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия ему возможность с помощью ног и рук по­
чувствовать различие в качестве ткани ковра и деревянного (или
кафельного) пола (при этом обучаемому следует снять обувь и
носки).

2. Дайте ребенку встать на ковер и почувствовать его руками Скажите ему: «Материал мягкий». Дайте ему «потрогать» (по­чувствовать) ковер ногами.

3. Проведите его руки по ковру так, чтобы ребенок мог опре­делить свое местонахождение. Пусть он сделает шаг с пола на ко­вер. Поощряйте его при этом и подсказывайте.

4. Затем скажите ему: «Становись на пол, на гладкое твердое место». Проведите его руки по полу. Пусть он ступит на'пол так чтобы смог ощутить его. Поощряйте его Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия при этом и подсказывайте'

э. Дайте ребенку задание сделать несколько шагов с пола на ковер и обратно, поощряйте его при этом.

6. Повторите задачу альтернативно, говоря ребенку ступить на ковер или на пол. Можно быть уверенным, что ребенок справ­ляется с поставленной задачей в том случае, если он правильно выполняет по крайней мер 10 из 12 проб. Если освоение проходит успешно, можно перейти к следующему этапу обучения

7. Продолжайте аналогичные упражнения, используя разные покрытия, наиболее отличающиеся друг от друга

8. Выведите ребенка на улицу, и пусть он определит различие между травой и асфальтом или травой и грунтовой поверхностью Проведите с ним процесс выполнения шагов по контуру Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия (количест­во шагов от 2 до 6 и более).


После того, как ребенок научится дифференцировать различные виды поверхности, шагая от одной к другой, и видя, что он пра­вильно рассказывает об изменениях поверхности при передвиже­ниях, предоставьте ему возможность различения менее разнящихся покрытий, например, грунт — асфальт.

Целесообразно, чтобы ребенок упражнялся в ходьбе вдоль пря­мой кромки с одним покрытием, граничащим с другим, отличным от него (например, вдоль тротуара). В дальнейшем следует вклю­чать упражнения на передвижения вдоль кромки с плавными по­воротами.

Первоначально упражнения на развитие осязательного вос­приятия ногами выполняются на ровном, гладком покрытии. Затем включаются маршруты по местности, имеющей Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия неровности почвы, которые занимающийся должен замечать и рассказывать о них

учителю.

После успешного прохождения такой программы обучения не­зрячий ребенок в состоянии без труда определять, по каким покры­тиям он передвигается.

Слепым предпочтительней носить обувь на кожаной подошве, так как через нее легче ощущается характер поверхности.


documentavxyszp.html
documentavxzajx.html
documentavxzhuf.html
documentavxzpen.html
documentavxzwov.html
Документ Формирование навыков осязательного восприятия характера покрытия